Адаптируйся или умри
Март 30, 2016 Arentra Нет комментариев
Вычислить по дурацким красным поворотникам и квадратной плашке под номерной знак пригнанный из Штатов бэушный Porsche Cayenne может любой дурак, то есть знаток. Но почему в Америке запрещены новомодные матричные светодиодные фары, зачем Lexus NX разные «носы» в зависимости от рынка и что скрывается под фразой «Машина адаптирована специально для России»? Сотрудники cars.ru решили, наконец, вскрыть эти масонские тайны мирового авторынка.
Особенности рынков можно разделить на несколько категорий: объективные климатические-юридические условия, романтические исторически-сложившиеся и чистая дурь.
Больше всего гордой фразой «специально разработана под ваш рынок» и «специально адаптирована для вашей страны» грешат именно производители массовых недорогих машин, таких вот глобальных моделей. Это ведь практически невыполнимая задача — сделать дешевый автомобиль, который бы понравился народу в Бразилии и Норвегии. Как раз в масс-маркете распространены наборы определенных универсальных доводок под тот или иной климат или налогообложение.
У ПРИРОДЫ НЕТ ПЛОХОЙ ПОГОДЫ (если у вас есть автомобиль)
В России практически все нюансы ориентированы на суровые зимы, в которых нам приходится жить
Поэтому даже если в рекламе забыли упомянуть якобы эксклюзивное внимание к российским потребителям, можете быть уверены: в вашей глобальной модели увеличен объем бачка для омывающей жидкости — чтобы зимой или осенью не оказаться перед заляпанным лобовым стеклом, подвески доработаны под плохие дороги (что может в худшую сторону сказаться на управляемости, зато в лучшую — на непробиваемости). Возможно, дорожный просвет немного увеличен, стоит дополнительная защита картера, а набор «согревающих» опций идет бесплатно или по лояльным ценам. Более того, на бюджетных седанах, которые занимают у нас первые строчки продаж, в других странах и не встречаются подогревы сидений (даже задних уже в масс-маркете), лобового стекла и рулевого колеса. Зато кондиционер в базе — это уже баловство.

Как рассказали cars.ru в Porsche, в люксовом сегменте обычно адаптаций минимум, в отличие от массового — «Во всем мире должны ездить одинаковые Porsche». Это и понятно, в автомобиле за такие деньги компромиссы искать не нужно. Но кое-какие нюансы приходится учитывать и им — например, на российские машины ставят дополнительный воздушный фильтр.
Еще более мощные фильтры тот же Porsche ставит в автомобили, продающиеся в Дубае или на Среднем Востоке — пыльно там. В Lexus, например, сообщили, что в LX для охлаждающей трансмиссионной жидкости на Востоке предусмотрено не только водяное охлаждение, как у нас, но еще и воздушное. А еще жара заставляет предлагать вентиляцию сидений и кондиционер, как у нас подогрев, даже в самых «дешеванских» тачках.
Ну и не обойтись без модификаций с левым и правым рулем или без учета требований по, например, светотехнике — как раз те самые красные поворотники. Впрочем, это относится уже к другой категории.
ИСТОРИЧЕСКИ СЛОЖИЛОСЬ
В российском представительстве Kia по воле маркетингового бога нам удалось подловить значимого корейского инсайдера, который несколько лет работал на американском рынке и досконально изучил их нравы. Мы взяли его за галстук и попросили объяснить, что такое творится у американцев в головах, из-за чего иностранным конторам приходится серьезно переделывать машины.
Здоровенный американский рынок, естественно, лакомый кусок для всех компаний. Но так как там рулят отечественные марки, то остальным приходится подстраиваться, ведь местные консерваторы привыкли к определенному формату. Отличия есть во всем, начиная от дизайна и заканчивая шумоизоляцией.

Прямые широкие трассы, большие расстояния, длительные пробеги привили жителям Америки любовь к мощным двигателям. Роботизированных коробок мало, а «автоматы» настроены на более длинные переключения, так как с их дорогами короткие динамичные разгоны не нужны. Поэтому если в Европе продается какой-нибудь «киевский» седан с передним приводом и компактным экономичным дизельком в паре с «механикой», то в США та же модель будет преимущественно доступна в полноприводной версии с бензиновым V6. Упор, как и в Европе, в нынешней Америке делается на турбомоторы, но по 2,0-3,0 литра объемом и «лошадей» на 100 мощнее в среднем. Популярны и гибриды, которые активно лоббирует правительство.
В Америке даже набивка сидений должна быть мягче, чем в других странах
Иные настройки ходовой части — более мягкие амортизаторы и пружины, расслабленные тормоза, легкое рулевое управление с меньшим усилием. Мягкость американцы предпочитают и в сидениях, поэтому иностранным компаниям зачастую приходится ставить другие кресла и делать обивку мягкой, как в диване, по сравнению с другими рынками.
А вот шумоизоляция в, для примера, Kia Optima в США такая же, как в России, но за счет более качественных дорог машины субъективно кажутся тише. Менее шумные они и по сравнению с европейскими, так как мощные двигатели работают на меньших оборотах.
Сюда же можно вписать специфические опции, которые зависят от образа жизни. Например, автомобили Lexus в США предлагаются с функцией дистанционного отпирания гаража, так как в Америке это удобство востребовано, а на нашем рынке даже не представлено. На рынках стран Евросоюза обязательна установка сигнала экстренного торможения, как того требует законодательство — но это уже другая история.
ПО ЗАКОНУ…
Опять же моторизированная по самые гланды Америка — чуть ли не самое удивительное в законодательном плане государство. Хоть руль у них не справа, как у парочки самых безумных и упрямых стран, но от консервативного застоя они отходят очень тяжело.
Прежде всего, пресловутые красные поворотники. В стране, где из-за жестких требований к безопасности автомобиля и жестких краш-тестов, все машины должны оснащаться в базе системой стабилизации и хотя бы фронтальными подушками, упорно оснащают машины сигналами поворота такого же цвета, что и стоп-сигналы, что заставляет путаться других участников движения и не сразу правильно понимать маневр. В последнее время поговаривают, что от этого собираются отказываться.
Жесткие требования к безопасности в США уживаются с красными поворотниками
Другое лицемерие по отношению к безопасности опять же касается светотехники. Так, в США долго приживался ксенон из-за закоренелых требований к линзам, а теперь вне закона оказались продвинутые матричные светодиодные фары Audi. Причина смешна: в 1968 году был принят закон, предписывающий всем автомобильным фарам иметь переключатель с дальнего света на ближний. Новая технология, которая отключает часть пучков света в матрице фары, чтобы не слепить встречку, этого простого решения лишена. Этого в 1968 году не учли, но закон есть закон. И Национальное управление по безопасности движения на трассах NHTSA не спешит пересматривать требование, так как пока не уверена в безопасности новых фар. Есть даже исследования, которые доказывают, что в машины со светодиодными стоп-сигналами врезаются чаще.
Закон помогает и хитрить. В России, например, чтобы уменьшить транспортный налог, привозят машины с дефорсированными двигателями: если у мотора вместо 250 л.с. в ПТС будет указано 249, то выходит более приятный ежегодный платеж.
А вот недавно появившийся у Lexus компактный кроссовер NX, прибыв на американский рынок, шокировал странным дизайнерским «ляпом» — по сравнению с глобальной модификацией, у американской скошена нижняя часть переднего бампера, что совсем не пошло на пользу внешности. Но дело не в грубой американской эстетике пикапов, а в тех же налогах.

Оказывается, такая форма бампера на бумаге «превратила» NX из премиального кроссовера — в легкий грузовичок, то есть тот же пикап, ведь у него стал лучше угол въезда! А для пикапов требования по расходу топлива ниже, чем для пассажирских машин, что поставило саму компанию в выгодное положение по американскому налогообложению.
…И ПО ПОНЯТИЯМ
«Лексусу» пришлось пожертвовать красотой ради выгоды, но машины различаются в зависимости от рынка и из-за национальных вкусов самих потребителей. И капризы любимых клиентов, какими бы безвкусными они не казались, надо уважать.

Вот почему в Китае, обожающем седаны и их якобы «боссовое» предназначение, четырехдверные кузова стараются предложить практически все компании, делая их из всего, что под руку попадется. Вот почему Skoda Octavia для Поднебесной еле видно под массивным слоем хрома, а у кроссовера Yeti и компакта Toyota Yaris, да-да, есть длиннобазные версии, не говоря уже о BMW 3-Series. Лишь бы сзади места было больше, ради этого не жалко урезать объем багажника.
А еще китайцы обожают бежевые интерьеры (и совершенно иначе воспринимают правила дорожного движения, о чем подробно можно почитать тут). А когда машина попадается в руки собственника, велика вероятность, что он загонит ее в гаражный тюнинг и попросит навесить на нее максимум «гирлянд», чтобы все светилось и сверкало.